Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста— важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка.
Деятельность музыкального руководителя должна быть направлена направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на укрепление их психического и физического здоровья средствами различных видов музыкальной деятельности, среди которых почетное место занимает пение.
1. Песенки-распевки
Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению
2. Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, а также детей, имеющих различные речевые нарушения. Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально-образовательной работе являются:
• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
• Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох).
• Тренировка силы вдоха и выдоха.
• Продолжительный выдох.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
3. Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики — тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.
Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственной музыкально-образовательной деятельности:
• развитие певческих способностей детей;
• формирование артикуляции различных звуков;
• совершенствование дикции;
• развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса
4. Оздоровительные и фонопедические упражнения
Фонопедические упражнения проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению," профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений — активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
5. Пальчиковые игры
Исследователи давно установили прямую связь между движениями пальцев рук и произнесением слов. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
|